О девизе Всемирного дня прав потребителей на 2018 год
22.01.2018
Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15
марта начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской
Федерации.
Его тематику по сложившейся традиции определяет
Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International -
CI) и в 2018 году он проходит под девизом «Making digital marketplaces fairer»
- «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
Также, как и в 2017 году CI призвал сосредоточиться на
правах потребителей в сегменте электронной коммерции, когда в качестве девиза
был предложен слоган «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские
права в цифровую эпоху».
Главным трендом роста потребительского рынка становится
цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров
онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и
Интернета. За первое полугодие 2017 года объем онлайн-трансакций физлиц вырос
на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 1 трлн. рублей.
По итогам 2017 года он по прогнозам мог дойти до 2,2 трлн. рублей — что будет
абсолютным рекордом (данные рейтингового агентства «Эксперт РА»- RAEX).
Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и
продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё
возрастающем количестве потребительских товаров. По экспертным оценкам
Ассоциации компаний Интернет - торговли (АКИТ) в 2016 году в России 56 млн.
человек (46,6%) пользовались Интернетом с мобильных устройств, объем рынка
Интернет – торговли в первом полугодии 2017 года составил 498 млрд. рублей, а
всего за весь год прогназируемо должен был составить 1150 млрд. рублей, что в
два раза превышает объем Интернет – продаж 2013 года (544 млрд. рублей).
В этой связи является закономерным то, что в Стратегии
государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030
года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28
августа 2017 года №1837-р, подготовленной Роспотребнадзором во исполнение
поручения Президента России по итогам заседания президиума Государственного
совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей,
прошедшего 18 апреля 2017 года, поставлены цели, задачи и принципы
государственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех
рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир. В частности, через
актуализацию и систематизацию потребительского законодательства, как одного из
ключевых направлений работы на ближайшую перспективу. Важно, чтобы потребители
обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это,
например, приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети «Интернет».
Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и
вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет»
потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер,
которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень
защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.
При этом особое внимание необходимо уделять праву
потребителей на получение четкой и ясной информации, чтобы они могли принимать
обоснованные решения относительно покупки и использования Интернет – ресурсов.
Потребителю должно быть понятно, кто именно несёт ответственность в каждой
точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его
использования.
Доверие и безопасность потребителей – залог успеха цифровой
экономики.
ФФБУЗ «Центр
гигиены и эпидемиологии в РБ в Мухоршибирском районе (Бичурский район)