Роспотребнадзор разъясняет: о правах потребителей, связанных с расторжением договора о реализации туристского продукта, ввиду угрозы здоровью туристов в Турецкой Республике
15.08.2017
В связи с поступающими в Управлением Роспотребнадзора
по РЕспублике Бурятия на открытую «горячую линию» обращениями потребителей
туристских услуг по вопросам, связанным с порядком реализации ими своих прав на
расторжение договоров, предусматривающих посещение Турецкой Республики (по
причине участившихся случаев заражения энтеровирусной инфекцией граждан,
находящихся на отдыхе в этой стране), а также ввиду очевидной некорректности
комментариев относительно возможностей аннуляции туров в связи с ситуацией с
вирусом Коксаки, размещенных на сайте Ассоциации Туроператоров (АТОР) - https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/40225.html,
Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия, как орган, наделенный правом
давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав
потребителей, считает необходимым разъяснить нижеследующее.
Каждый турист в соответствии с положениями статьи 6
Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 132-ФЗ) при подготовке к
путешествию, т.е. до наступления даты начала соответствующего тура,
предусмотренного договором с турагентом (туроператором), в также во время его
совершения, т.е. в период непосредственного нахождения в стране временного
пребывания в соответствии с договором с турагентом (туроператором), имеет право
на обеспечение своих потребительских прав.
Правовые основы обеспечения безопасности туристов в странах
временного пребывания закреплены статьей 14 Закона № 132-ФЗ.
Согласно положениям указанной статьи, в случае
возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте)
временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их здоровья
(таким свидетельством является официальное сообщение Ростуризма на его сайте
- https://www.russiatourism.ru/news/13518/),
турист (экскурсант) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора
о реализации туристского продукта или его изменения. В этом случае при
расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия
«туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене
туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере,
пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».
Во взаимосвязи с соответствующими положениями статьи
10 Закона № 132-ФЗ вышеназванная информация уполномоченного органа о наличии в
стране временного пребывания угрозы безопасности здоровью туристов фактически
является свидетельством очевидного ухудшения условий путешествия, указанных в
договоре, что и позволяет требовать изменения или расторжения договора о
реализации туристского продукта в связи с существенным изменением
обстоятельств, из которых исходили стороны при его заключении (см. статью 451
Гражданского кодекса Российской Федерации).
Однако само по себе право требовать изменения или
расторжения договора о реализации туристского продукта в судебном порядке в
связи с обстоятельствами, о которых проинформировал Ростуризм, и наступление
которых надлежит рассматривать как существенное изменение в силу Закона №
132-ФЗ обстоятельств, из которых стороны исходили стороны при его заключении,
никоим образом не исключает возможности заявления соответствующего требования
туристом (экскурсантом) в досудебном порядке.
Более того, согласно общим правилам изменения и
расторжения договора, сформулированным в пункте 2 статьи 452 Гражданского
кодекса Российской Федерации, «требование об изменении или о расторжении
договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа
другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения
ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо
договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок».
Это означает, что предъявление со стороны потребителя
до начала путешествия (т.е. до наступления даты, определенной договором, для
совершения поездки в Турецкую Республику) требования о расторжении договора о
реализации туристского продукта и возврате денежной суммы, равной общей цене
туристского продукта, в досудебном (претензионном) порядке абсолютно
правомерно, также как и досудебное требование потребителя, заявленное после
начала путешествия, о возврате денежной суммы в размере, пропорциональном
стоимости не оказанных туристу услуг, обусловленное его законным
волеизъявлением прекратить пребывание в Турецкой Республике по причине
информации об угрозе его здоровью, доведенной в установленном порядке
уполномоченным органом.
Установленное Законом № 132-ФЗ специальное право
туриста (экскурсанта) на расторжение договора никак не может быть обременено
какими – либо штрафными санкциями со стороны туроператоров (турагентов), поскольку
реализация потребителем своего законного права не является проявлением какой -
либо недобросовестности в рамках обязательств по договору о реализации
туристского продукта, в то время как согласно определению, приведенному в
пункте 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации «неустойкой
(штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма,
которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или
ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки
исполнения».
Кроме того, следует иметь в виду, что общеправовой
смысл и гражданско – правовые последствия реализации потребителем своего права,
основанного на вышеназванных взаимосвязанных положениях статей 10 и 14 Закона №
132-ФЗ, не тождественны праву и сопутствующим ему обязательствам потребителя,
установленным пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и
статьей 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О
защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), согласно которой
«потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ
(оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически
понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному
договору». При этом как и в случае с правами потребителей, основанными на
положениях статей 10 и 14 Закона № 132-ФЗ, за реализацию потребителем своего
права, установленного статьей 32 Закона № 2300-1, туроператор (турагент) также
не вправе взимать какие-либо штрафы, а при наличии на этот счет в договоре
соответствующего условия, оно будет свидетельствовать о нарушении субъектом
туроператорской (турагентской) деятельности требований статьи 16 Закона №
2300-1 (см. в этой связи пункт 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской
Федерации № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской
Федерации 20.12.2016).
Таким образом, с учетом вышеизложенного:
1) туроператор (турагент) не имеет законных оснований
препятствовать потребителям в их праве на досудебное предъявление требований,
связанных с расторжением (изменением) договора о реализации туристского
продукта по причинам, названным в статьях 10, 14 Закона № 132-ФЗ, в том числе в
виде встречного требования (в любой форме) уплатить разного рода штрафы;
2) при расторжении до начала путешествия по требованию
потребителя договора о реализации туристского продукта по причинам, названным в
статьях 10, 14 Закона № 132-ФЗ, туроператоры (турагенты) не вправе удерживать
фактически понесенные ими расходами, ссылаясь на статью 32 Закона № 2300-1
и/или условия договора на этот счет, поскольку обстоятельства,
свидетельствующие о возникновении в стране (месте) временного пребывания
туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их здоровью, являются
самостоятельным (отдельным) основанием для расторжения договора, которое не
ставится ни в какую зависимость от расходов, понесенных туроператором.
При использовании материалов Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия
ссылка на Управление обязательна.