Администрация муниципального образования "Мухоршибирский район"

Официальный сайт

Новости


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ПО ОХРАНЕ, КОНТРОЛЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, ОТНЕСЕННЫХ К ОБЪЕКТАМ ОХОТЫ, КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (Бурприроднадзор)

24.04.2020

республиканская служба

 по охране, КОНТРОЛЮ  И РЕГУЛИРОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, ОТНЕСЕННЫХ К ОБЪЕКТАМ ОХОТЫ, КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (Бурприроднадзор)


Материалы по оценке воздействия

на окружающую среду (овос) планируемых лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий  Республики Бурятия в сезон охоты 2020-2021 г.г.

 

(в составе Материалов обоснования лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2020 г.

1.    Общие сведения

 

1. Заказчиком является Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзор), Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Революции 1905 года, д. 11 «А», тел. /8-301-2/ 44-44-97, факс 46-55-86.

2. Название объекта - Лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов  на территории охотничьих угодий Республики Бурятия в охотсезоне 2020-2021 г.г. (на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 г.)

3. Контактное лицо - Андриевская Юлия Григорьевна, начальник отдела учета и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты  – тел. /8-301-2/-44-44-97, 44-19-45.

4.  Тип обосновывающей документации - Материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов.

2. Пояснительная записка 

по Материалам, обосновывающим лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Республики Бурятия в охотсезоне 2020-2021 г.г. (на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 г.)

1) Представленные Материалы, обосновывающие лимиты и квоты  добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Республики Бурятия в сезоне  охоты 2020-2021 г.г. (на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 гг.) (далее - Материалы), подготовлены Республиканской службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования на основании данных, полученных по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов:

- зимнего маршрутного учета численности основных видов охотничьих животных  в 2020 г.;

- весеннего учета численности медведя, барсука в 2019 году;

-мониторинговых исследований состояния популяций диких животных в течении 2014-2020 г.г.

Обосновывающие лимиты Материалы подготовлены с учетом требований:

- статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

- Приказ Минприроды РФ от 17.05.2010 № 164 « Об утверждении перечня видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи».

- Приказ Минприроды РФ от 29.06.2010 № 228 "Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию".

- Приказа Минприроды РФ от 30.04.2010 № 138  "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях";

- Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе",

- Приказа Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»

В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лимиты устанавливаются:

- по согласованию с Минприроды РФ в отношении таких видов как: кабарга, дикий северный олень, благородный олень, косуля, лось, рысь, соболь.

- без согласования с Минприроды РФ в отношении, видов, определенных приказом МПР РФ от 17.05.2010 г. № 164 «"Об утверждении перечня видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи": бурый медведь, барсук.

 

В целях обеспечения обоснования  лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов, наличия достоверной оценки возможного воздействия на окружающую среду (животный мир), в Материалах содержится:

- Краткая характеристика климатических условий;

- Краткая характеристика кормовой базы диких животных;

- Материал (в том числе табличный, в разрезе районов,  а также закрепленных и общедоступных охотничьих угодий) о численности охотничьих животных по результатам учетных работ с характеристикой  изменения численности по отношению к предыдущему году и  в динамике лет (включая волка, для оценки его влияния);

- Информация о зарегистрированных случаях нелегального изъятия лимитируемых охотничьих животных;

- Анализ антропогенного воздействия на состояние популяций охотничьих ресурсов.

- Информация о хищничестве волков и регулировании его численности

- Материалы о состоянии заболеваемости диких животных и проведении профилактических мер по распространению заболеваний.

-Информация о квотах и фактическом изъятии охотничьих животных на территории республики Бурятия за последние 20 лет,  данные о плодовитости и половозрастной структуре популяций охотничьих видов животных в прошедшем охотсезоне ;

- Нормативы предельного изъятия и проекты допустимых объемов изъятия (квот, лимитов) охотничьих животных в предстоящем охосезоне 2019-2020 г.г.  (повидовые) с обоснованием их установления.

2)    Основные позиции, отраженные в Материалах, представлены ниже:

 Принципы расчетов численности охотничьих ресурсов, примененные в 2020 году, в соответствии с требованиями законодательства РФ.

 

Расчет численности зверей и птиц проведен и представлен в настоящих Материалах в соответствии с требованиями Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, утвержденных  Приказом Минприроды РФ от 11.01.2012 г. №1 (далее – Методические указания);

Численность зверей и птиц каждого вида в административном районе в каждой категории угодий получена путем сложения численности по каждой группе категорий среды обитания исследуемых территорий (охотничьих хозяйств). Общая численность охотничьих животных по Республике Бурятия определена как сумма численностей во всех административных районах. Численность охотничьих животных в целом по Республике Бурятия, в данном случае, представляет собой сумму численностей во всех охотугодьях (охотничьих хозяйств, общедоступных угодий, ООПТ регионального значения).

Представленная в Материалах информация о численности медведя и барсука ограничивается 2019-м годом,  поскольку данные весенне-летнего учета медведя и барсука в 2020 году будут получены только в июне т.г.. Тогда как заявки на установление квот от охотпользователей, расчет квот и лимитов добычи уполномоченным государственным органом согласно приказа МПР РФ №228 требуется произвести в апреле. Таким образом, расчет квот и лимитов на предстоящий охотсезон (2020-2021г.г.) по медведю и барсуку произведены по данным учета их численности за прошлый год (весна-лето 2019 г.).

 

1.2. Состояние численности охотничьих животных, в отношении которых устанавливается лимит добычи.

В соответствии  с данными зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Республике Бурятия, проведенного в 2020 году, численность всех видов диких животных, отнесенных к объектам охоты, находится на стабильном промысловом уровне.

Численность популяций основных промысловых видов копытных - лося, изюбря, косули, кабарги, дикого северного оленя, соболя стабильна, а по отдельным видам прослеживается тенденция роста, в динамике последних пяти лет. За последнее десятилетие отмечается стабильно высокая, по отдельным районам доходящая до критической отметки, численность медведя. Напротив, прослеживается стабильное снижение численности волка благодаря целенаправленной работе по регулированию численности популяции хищника.

Большое влияние на показатель численности всех видов животных оказывает в последние пять лет изменения в методиках ЗМУ, в частности в  расположении и количестве учетных маршрутов.

Неоднократно отмечалось также, что все ранее действующие методики учета, а также применяемая в 2020 году методика, не учитывают природно-климатические и географические факторы регионов.  Горно–таёжные угодья республики с гольцовой и подгольцовой зонами хребтов по некоторым районам, достигающим до 50 и более процентов от общей площади, приводят к концентрации маршрутов в легкодоступных местах, неравномерности охвата территории республики учетными маршрутами. Что в свою очередь, не позволяет провести качественный учет. Принципы размещения маршрутов, установленные Методическими указаниями, в горных условиях, учитывая концентрацию и размещение охотничьих животных в зимний период на определенных участках, не дают достоверных результатов. Также не способствует достоверности мониторинговых данных период проведения учета – январь-февраль, поскольку в условиях Сибири температурный режим в этот период достигает до -40 - -50°С, формируется  устойчивый снеговой покров высотой до 1 метра.

Относительно медведя, учет численности которого происходит в весенне-летний период по отдельной видовой методике, необходимо отметить следующее.

Численность бурого медведя, стабильно возраставшая с 2001 года (с 2000 особей до 4900), в последние три года установилась на уровне 4500-4800 особей. Данный вид в связи с многочисленностью и хищническим образом жизни, требует интенсивного освоения промысловой и любительско-спортивной охотой.  Однако ежегодный уровень добычи медведя в последние пять лет не превышает 30-ти процентов от установленного лимита. 

Состояние численности барсука в республике также не вызывает опасений, по данным учета 2019 года вид насчитывает  более 4-х тысяч особей, Необходимо отметить, что колебания численности данного вида, по нашему мнению, в большей степени связаны с качеством мониторинговых исследований и погрешностями учета, поскольку большое влияние оказывают особенности биологии животного, в частности скрытый образ жизни. Кроме того, в связи с отсутствием методических рекомендаций по проведению учета численности  барсука, учет проведен, главным образом с применением экспертной оценки численности специалистов охотхозяйств,  ежегодных мониторинговых наблюдений – визуального наблюдения, учета по следовой деятельности, по городищам и отдельным жилым норам.

Как показывают данные госмониторинга, ситуация в целом по видам охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с установленными лимитами, оценивается специалистами охотничьих хозяйств как стабильная.

В течении последних 10 лет по данным мониторинга не зарегистрированы случаи эпизоотии в популяции диких копытных животных. Заболеваемость  глистными инвазиями, преимущественно  трихинеллезом,  наблюдается в отдельных случаях у кабанов, медведей и волков; фиксируются единичные случаи финноза и фасциолеза у копытных; наблюдаются кишечные паразиты у всех видов охотничьих ресурсов, что вероятно связано с общей современной экологической обстановкой.

Вместе с тем, с ноября 2017 года фиксируются очаги бешенства в 8-ми районах республики (Мухоршибирский, Бичурский, Иволгинский, Заиграевский, Селенгинскиий, Закаменский, Джидинский, Табагатайский) и  г.Улан-Удэ, в связи с чем районы объявлены неблагополучными по бешенству, в 4-х районах республики очагов не зафиксировано, но учитывая их соседство с неблагополучными районами, они объявлены угрожаемой зоной (Кяхтинский, Кижингинский, Хоринский, Прибайкальский).  Основными переносчиками данного вируса в Бурятии являются плотоядные – лисица, волк, корсак, барсук.

Учитывая сложившуюся тенденцию снижения численности волков (по данным ЗМУ численность в период 2008-2020 г. снизилась с 4-х до чуть более1-ой тысячи особей), пресс хищничества в отношении охотничьих животных удается сдерживать на определенном уровне. 

Вышеизложенные факты позволяют говорить о возможности добычи в предстоящем сезоне охоты 2019-2020 г.г. всех видов охотничьих животных, в отношении которых устанавливается лимит добычи, в соответствии с установленными нормативами.

Оценка эффективности установления лимитов и квот в предыдущий сезон охоты 2019-2020 г.г.

Освоение лимитов добычи (полученные разрешения на добычу охотресурсов, исходя из потребности населения)  в охотсезоне 2019-2020 г.г. в целом на уровне, или чуть ниже предыдущих сезонов охоты. По таким видам как косуля, лось, изюбрь, дикий северный олень освоение составило в среднем 40-64%. Наблюдается неоднозначная ситуация по  годам по уровню освоения рыси - от 34 до 84%, что вызвано коммерческим спросом на данную продукцию охоты.

Однако необходимо учесть, что процентное соотношение освоения лимитов является непоказательным в разрезе  лет, поскольку ежегодно объем установленных лимитов значительно разнится.  Независимо от объема квот ежегодно наблюдается практически полное освоение ресурсов соболя (77-94%)  и кабарги (84-90%). Напротив, по медведю и барсуку ежегодно наблюдается низкое освоение лимитов.  

Основные принципы установления лимитов и квот на предстоящий охотсезон 2020-2021 г. г.

Проекты лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов в охотсезоне 2020-2021 г.г. подготовлены в  соответствии с требованиями ФЗ «Об охоте» и Приказа МПР РФ №228 от 29.06.2010 г. с учетом численности охотничьих животных в каждом охотничьем угодье (охотхозяйстве, общедоступном угодье) за последние 3 года (2017г.- на 01 апреля 2020 г.), исходя из нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденных приказом МПР РФ №138 от 30.04.2010 г.

Основанием для установления квот добычи в закрепленном охотничьем угодье являлась заявка юридического лица или индивидуального предпринимателя (охотпользователя), осуществляющего свою деятельность на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром или охотхозяйственного соглашения.

В отношении общедоступных охотничьих угодий квоты установлены уполномоченным государственным органом субъекта РФ – Бурприроднадзором.

По результатам ЗМУ, опросных данных и экспертной оценке специалистов охотничьих хозяйств, как уже указывалось выше,  численность всех видов диких копытных, медведя, таких пушных видов, как соболь, рысь, барсук, находятся на промысловом уровне и не требует принятия  мер по ограничению охоты. В отдельных случаях при расчетах квот применялись минимально возможные нормативы изъятия (от 1% до 3%) с целью регулирования использования охотничьих ресурсов, снижения промысловой нагрузки.

Вместе с тем, нами приняты во внимание антропогенное воздействие на объекты животного мира и среду их обитания:

- неблагоприятная экологическая обстановка с пожарами и рубками леса особенно в весенне-летний период, что нарушает естественную среду обитания, уничтожает воспроизводственные и защитные участки, кормовую базу, а следовательно, непосредственным образом влияет на состояние и размещение популяций диких животных, их способность к стабильному росту и развитию. Более подробная информация дана в разделе установления квот.     

- нелегальная (превышение норм изъятия при наличии разрешительных документов) и браконьерская добыча, а также хищничество волка, что является значительным фактором беспокойства, влечет миграции диких копытных животных, снижение численности.  

Учитывая вышеизложенное, придерживаясь принципа оптимизации соотношения заявленных потребностей охотпользователей и рационального использования охотничьих ресурсов, разработаны и представлены Проекты квот добычи охотничьих ресурсов на территории охотугодий Республики Бурятия.

Проекты квот добычи охотничьих ресурсов на территории охотугодий Республики Бурятия в охотсезоне 2020-2021 г.г.

По существу Проектов квот необходимо обратить внимание на следующее:

1) В связи с отсутствием внутрихозяйственного охотустройства в большинстве охотхозяйств, отсутствует информация о площади охотугодий, пригодной для каждого конкретного вида охотничьего животного, за исключением нескольких охотничьих хозяйств, где проведено внутрихозяйственное устройство. В связи с чем, в графе, касающейся  площади охотугодий, пригодной для обитания вида,  указана общая площадь охотугодья. Данное исключение предусмотрено приказом МПР РФ №138 от 30.04.2010 г. 

2) Квоты добычи не установлены по хозяйствам:

- в которых численность охотничьих животных не позволяет установить  квоту в соответствии с принятыми нормативами добычи охотресурсов;

- в которых по результатам общественных обсуждений приняты протокольные решения об исключении квот добычи в целях недопущения негативного воздействия на объекты животного мира, как компоненты ООС.

4) В соответствии с Приказом МПР РФ № 138 от 30.04.2010 г. квоты добычи рассчитаны:

- по копытным видам – благородный олень, лось, косуля – с учетом показателя численности животных на 1000 га охотугодий (плотности охотничьих животных) по нормативам допустимого изъятия охотничьих ресурсов;

- по копытным и пушным видам – косуля, кабарга, дикий северный олень, соболь -  с учетом показателя минимальной численности охотничьих ресурсов, при котором может быть установлена квота добычи не менее, чем 1 особь (согласно расчетам по формуле N= 1 особь *100% / 3%, показатель  составляет  33 особи).

- по медведю, рыси и барсуку - с учетом показателя минимальной численности охотничьих ресурсов, при котором может быть установлена квота добычи не менее, чем 1 особь (согласно расчетам по формуле N= 1 особь *100% / максимальный показатель норматива допустимого изъятия в % для данного вида, показатель для медведя составляет – 6,6 особей, для рыси и барсука – 10 особей).

5) Квота добычи по каждому виду установлена с учетом Заявок на установление квот добычи охотресурсов от охотпользователей, а по общедоступным угодьям - по расчетам Бурприроднадзора:

 Лось

С учетом стабильной численности лося, снижения ущерба охотресурсам от хищничества волков, квоты добычи установлены в пределах максимально установленных нормативов, за исключением охотничьих хозяйств, представивших заявки на меньшее количество особей.

По возрастной структуре квоты рассчитаны в соответствии с нормативами допустимого изъятия охотресурсов, т.е. не более 20% молодняка от общего объема изъятия:    

Распределение по видам охоты рассчитано в соответствии  с нормативами допустимого изъятия охотресурсов:

 – добыча взрослых самцов во время гона (на реву) - не более 25% от общего лимита:

Благородный олень (изюбрь)

По возрастной структуре квоты рассчитаны в соответствии с нормативами допустимого изъятия охотресурсов, т.е. не более 20% молодняка от общего объема изъятия:    

Распределение по видам охоты рассчитано в соответствии  с нормативами допустимого изъятия охотресурсов, т.е. не более 25% от общего лимита  для охоты на взрослых самцов на реву и с неокостеневшими рогами:

Косуля

Принимая во внимание стабильность численности косули за последние 10 лет, половозрастную структуру популяции и данные о плодовитости, заявленные охотпользователями объемы квот, полагаем возможным изъятие данного вида на максимально возможном уровне, за исключением отдельных охотничьих угодий.

В целях рационального использования ресурсов косули учтена ситуация с увеличением численности косули в Еравнинском и Баунтовском районах – согласно мониторинговым данным в этих районах с начала 2016-2017 года  наблюдались изменения в миграционных процессах популяций данного вида. По оценке специалистов охотничьих хозяйств, Службы и опросу охотников, в последние два  сезона наблюдаются миграции косули из соседних угодий Забайкальского края, а также прилегающих районов республики в связи с нарушением защитных условий и обеднением кормовой базы, вызванным пожарами.  

 По возрастной структуре квота рассчитана в соответствии с нормативами допустимого изъятия охотресурсов, т.е. не более 50% особей до года от общего объема изъятия. Распределение по видам охоты рассчитано в соответствии  с нормативами допустимого изъятия охотресурсов, т.е. не более 25% взрослых самцов во время гона (на реву) от общего объема:

Кабарга

Учитывая тенденцию роста численности кабарги в последние пять лет, в целях легализации промысла данного вида, обеспечения потребностей охотничьей общественности в производстве охоты и заготовке охотпродукции (мускуса), считаем необходимым установить лимит на добычу данного вида на запрашиваемом охотпользователями уровне с учетом установленных в 2012 году нормативов изъятия самцов кабарги - не более 75% от общего лимита.

Соболь

С учетом данных о росте численности  за последние 15 лет, половозрастной структуре популяции и плодовитости за предыдущие 5 лет, принимая во внимание показатели освоения лимитов в 5-ти охотсезонах 2016-2020 г.г., на основании заявок охотпользователей, предлагаем установить на предстоящий сезон охоты лимит добычи соболя в объеме 35% от численности вида, независимо от плотности его населения.

Необходимо отметить, что  максимальный процент изъятия предлагается установить также с учетом необходимости легализации промысла. Практика показывает прямую зависимость уровня теневого оборота продукции соболя от объема квот. Чем выше квота, тем меньший объем нелегально добытой продукции. Практика последних пяти лет показала, что наиболее целесообразно предоставить право охотпользователю законно максимально освоить ресурс.

Рысь –

Учитывая ежегодное невысокое освоение лимитов рыси, стабильность ее численности с некоторой тенденцией роста, предлагаем установить максимальный объем добычи. Нормативами допустимого изъятия разрешено к добыче от 3 до 10%, независимо от плотности населения вида. Промысловая охота на рысь в Бурятии  осуществляется в незначительном объеме, в большей степени данная охота имеет спортивно-любительский характер. Ежегодно объем добычи в последние годы (2009-2013 г.г.) составлял не более 35% от лимита, однако в предыдущем охотсезоне объем добычи возрос до 60-70% от лимита, что говорит об успешности охоты и спросе на данную продукцию.

Медведь

Предлагаемый лимит добычи медведя на площади закрепленных и общедоступных охотугодий, планируемых к освоению невысок. Нормативами допустимого изъятия разрешено к добыче от 3 до 15%, независимо от плотности населения вида.

Необходимо отметить, что при высокой численности медведя в республике, процент освоения лимитов различен по годам и варьирует от 20 до 50%. К причинами неосвоения лимита  можно однозначно отнести:

- сложные климатические условия каждого конкретного года (многоснежье, устойчивость низких температур в весенний период и др.),

- антропогенные факторы (лесные пожары, и связанный с ними запрет нахождения в лесах в весенний период).

- специфика охоты  - охота на «убурах», на «приваде» в условиях Сибири возможна только в конце мая, тогда как установленные законодательством сроки охоты практически уже заканчиваются (до 31 мая);

- отсутствие промысловой охоты (объем промысловой охоты несравнимо мал по сравнению с 1980-2000 г.г.)   

В связи с высокой численностью вида, участившимися случаями  хищничества со стороны медведей, крайне необходима интенсификация его промысла.

Барсук

Нормативами допустимого изъятия разрешено к добыче от 3 до 10%, независимо от плотности населения вида.

Промысловая охота на барсука не имеет постоянного характера в охотхозяйствах. В большей степени осуществляется любительская спортивная охота, которая требует определенных навыков, учитывая экологию вида. В связи  с чем, ежегодно объем добычи барсука в республике составляет не более 30%, в отдельные годы до 50% от лимита.

Дикий северный олень

Нормативами допустимого изъятия разрешено к добыче от 3 до 18%, независимо от плотности населения вида. Данный вид подлежит освоению на территории Бурятии, за исключением Тункинского, Окинского, Закаменского и Джидинского районов. Учитывая тенденцию востребованности данной охоты в последние несколько лет, а также тот факт, что численность вида по данным зимнего учета численности стабильна, в проекте квот предлагается установить объем изъятия с учетом установленных нормативов изъятия и заявок охотпользователей.

 

Проекты квот в разрезе охотничьих угодий (охотничьих хозяйств, ООУ) даны в ПРИЛОЖЕНИИ    Мухоршибирский 

 



Назад к списку

Дополнительно: